понедельник, 18 декабря 2017 г.



Риваят Хушайма от Джувейбира, от Даххака.





Приводит Абдулла Аль-Харари: В книге "Аль-Мусаннаф" о хадисах и сообщениях Имама Хафиза Абдуллы ибн Мухаммада Аль-Куфи Аль-Абаси, известный как Абу Шейба, приводится: «Нам рассказал Хушайм от Джувейбира, он от Даххака о словах Всевышнего: «И если две группы из верующих сражаются между собой, то примиряйте между ними. Если одна из них преступит границы (откажется) в отношении другой, то сражайтесь против той (группы), которая преступила границы (отказалась от примирения), пока дело не вернется к Аллаху» (49: 9). Он (Даххак) сказал: (сражайтесь) мечом. Я (Джувейбир) сказал: Кем считаются убитые среди них (кто согласился оставить бой)? Он сказал: шахидами, наделенные (благами). Я сказал: А какого положение тех, кто преступил границы, кем считаются убитые среди них? Он сказал: (Они будут) в огне».

В комментариях к этим словам написано:

Даххак Ибн Музахим Аль-Хиляли, которого Имам Ахмад, Абу Зар’а и Яхья посчитали – надежным (передатчиком). Сказал Суфьян Ас-Саври: Берите Тафсир от четырех: Саид Ибн Джубайра, Муджахида, Икрима и Даххака.

См. «Сарих Аль-Баян» стр. 214 авт. Абдулла Аль-Харари 


Ответ на это обвинение:

Что касается Хушайма, то многие ученые сказали о нем, что он передавал хадисы с тадлисом (подтасовками):

Сказал Имам Ахмад:

ﻗﺎﻝ ﺃﺣﻤﺪ: ﻫﺸﻴﻢ ﺛﻘﺔ ﺇﺫﺍ ﻟﻢ ﻳﺪﻟﺲ.

Хушайм – надежный (передатчик), если не совершал тадлис[1].


Сказал Ибн Аль-Мубарак:

عنِ ابن المبارك، قالَ: قُلتُ لهشيم: لم تدلس وأنت كثير الحديث؟ فقال: إن كبيريك قد دلسا: الأَعْمَش وسفيان.

Я сказал Хушайму: Почему ты передаешь хадисы с тадлисом, ведь ты много рассказываешь хадисы? На что он ответил: Двое великих тоже совершали тадлис – Агмаш и Суфьян[2].


Сказал Ибн Хиббан:

ﻗﺎﻝ ﺍﺑﻦ ﺣﺒﺎﻥ: ﻛﺎﻥ ﻣﺪﻟﺴﺎً.

Он (Хушайм) был мудаллисом[3].


Сказал Ибн Сагд:

ﻗﺎﻝ ﺍﺑﻦ ﺳﻌﺪ: كان ثقة كثير الحديث ثبتاً يدلس كثيراً.

Он (Хушайм) был надежным, много передавал хадисы с тадлисом[4].


Сказал Аль-Иджли:

ﻗﺎﻝ ﺍﻟﻌﺠﻠﻲ: ﺛﻘﺔ ﻭكان ﻳﺪﻟﺲ

Хушайм – надежный, но он совершал тадлис[5].


Сказал Ибн Хаджар:

ﻗﺎﻝ ﺍﺑﻦ ﺣﺠﺮ: هشيم بن بشير الواسطي ، من أتباع التابعين ، مشهور بالتدليس مع ثقته وصفه النسائي وغيره بذلك.

Хушайм Ибн Башир Аль-Васитый, из числа последовавших за табиинами, он известен своим тадлисом, хотя был надежным, так его описали Ан-Насаи и другие[6].


Сказал Аз-Захаби:

قلت : كان رأسا في الحفظ إلا أنه صاحب تدليس كثير ، قد عرف بذلك .
قال أحمد بن حنبل : لم يسمع هشيم من يزيد بن أبي زياد ، ولا من الحسن بن عبيد الله ، ولا من أبي خالد ، ولا من سيار ، ولا من موسى الجهني ، ولا من علي بن زيد بن جدعان ، ثم سمى جماعة كثيرة - يعني فروايته عنهم مدلسة .

Я (Аз-Захаби) скажу: Он (Хушайм) обладал предельной памятью, не считая того, что он совершал много тадлиса, и этим он был известен.
Сказал Ахмад Ибн Ханбал: Хушайм не слышал (хадисов) от Язида Ибн Абу Зияда, не слышал от Хасана Ибн Убайдаллаха, не слышал от Абу Халида, не слышал от Саййара, не слышал от Мусы Аль-Джухани, не слышал от Али Ибн Зейд Ибн Джудана. Многие ученые считали, что его сообщения содержат тадлис[7].


Джувейбир и Даххак


Что касается Джувейбира и Даххака, то Имам Аз-Захаби сказал о них следующее:

ﻗﺎﻝ ﺃﺑﻮ ﻗﺪﺍﻣﺔ ﺍﻟﺴَّﺮْﺧَﺴﻲ: ﻗﺎﻝ ﻳﺤﻴﻰ ﺍﻟﻘﻄﺎﻥ: ﺗﺴﺎﻫﻠﻮﺍ ﻓﻲ ﺃﺧﺬ ﺍﻟﺘﻔﺴﻴﺮ ﻋﻦ ﺍﻟﻘﻮﻡ ﻻ‌ ﺗﻮﻟﻌﻮﻫﻢ ﻓﻲ ﺍﻟﺤﺪﻳﺚ ﺛﻢ ﺫﻛﺮ ﻟَﻴْﺚَ ﺑﻦ ﺃﺑﻲ ﺳُﻠَﻴْﻢ ﻭﺟُﻮَﻳْﺒِﺮ ﻭﺍﻟﻀَّﺤَّﺎﻙ ﻭﻣﺤﻤﺪ ﺑﻦ ﺍﻟﺴَّﺎﺋِﺐ ﻭﻗﺎﻝ: ﻫﺆﻻ‌ﺀ ﻻ‌ ﻳُﺤْﻤَﺪ ﺣﺪﻳﺜﻬﻢ، ﻭﻳﻜﺘﺐ ﺍﻟﺘﻔﺴﻴﺮ ﻋﻨﻬﻢ.

«Сказал Абу Кудама Ас-Сархаси: сказал Яхья Аль-Каттан: (люди) проявляли халатность (попустительство) когда брали тафсир от группы которые не интересовались хадисами. Далее он упомянул Лейса Ибн Абу Сулейма, Джувейбира, Даххака и Мухаммада Ибн Ас-Саиба, сказав: Не похвально то, как они передают хадисы, но от них записывают тафсир»[8].


Сказал Хафиз Ибн Хаджар:

وﻗﺎﻝ ﺍﻟﺤﺎﻓﻆ ابن حجر ﻓﻲ “ﺗﻬﺬﻳﺐ ﺍﻟﺘﻬﺬﻳﺐ” ﺝ2/ﺹ106-: “ﻭﻗﺎﻝ ﺃﺑﻮ ﻃﺎﻟﺐ ﻋﻦ ﺃﺣﻤﺪ: ﻣﺎ ﻛﺎﻥ ﻋﻦ ﺍﻟﻀﺤﺎﻙ ﻓﻬﻮ ﺃﻳﺴﺮ، ﻭﻣﺎ ﻛﺎﻥ ﻳُﺴْﻨَﺪ ﻋﻦ ﺍﻟﻨﺒﻲ – ﺻﻠﻰ ﺍﻟﻠﻪ ﻋﻠﻴﻪ ﻭﺳﻠﻢ – ﻓﻬﻮ ﻣُﻨْﻜَﺮ. ﻭﻗﺎﻝ ﻋﺒﺪ ﺍﻟﻠﻪ ﺑﻦ ﺃﺣﻤﺪ ﻋﻦ ﺃﺑﻴﻪ: ﻛﺎﻥ ﻭَﻛِﻴﻊ ﺇﺫﺍ ﺃﺗﻰ ﻋﻠﻰ ﺣﺪﻳﺚ ﺟُﻮَﻳْﺒِﺮ ﻗﺎﻝ: ﺳﻔﻴﺎﻥ ﻋﻦ ﺭﺟﻞ ﻻ‌ ﻳﺴﻤﻴﻪ؛ ﺍﺳﺘﻀﻌﺎﻓًﺎ. ﻭﻗﺎﻝ ﺍﻟﺪُّﻭﺭِﻱ ﻭﻏﻴﺮﻩ ﻋﻦ ﺍﺑﻦ ﻣﻌﻴﻦ: ﻟﻴﺲ ﺑﺸﻲﺀ. ﺯﺍﺩ ﺍﻟﺪُّﻭﺭِﻱ: ﺿﻌﻴﻒ ﻣﺎ ﺃﻗﺮﺑﻪ ﻣﻦ ﺟﺎﺑﺮ ﺍﻟﺠُﻌْﻔِﻲ ﻭﻋُﺒَﻴْﺪَﺓ ﺍﻟﻀَّﺒِّﻲ. ﻭﻗﺎﻝ ﻋﺒﺪ ﺍﻟﻠﻪ ﺑﻦ ﻋﻠﻲ ﺑﻦ ﺍﻟﻤَﺪِﻳﻨﻲ: ﺳﺄﻟﺘُﻪ – ﻳﻌﻨﻲ ﺃﺑﺎﻩ – ﻋﻦ ﺟُﻮَﻳْﺒِﺮ؛ ﻓﻀﻌﻔﻪ ﺟﺪًﺍ. ﻗﺎﻝ: ﻭﺳﻤﻌﺖ ﺃﺑﻲ ﻳﻘﻮﻝ: ﺟُﻮَﻳْﺒِﺮ ﺃﻛﺜﺮ ﻋﻠﻰ ﺍﻟﻀَّﺤَّﺎﻙ، ﺭﻭﻯ ﻋﻨﻪ ﺃﺷﻴﺎﺀَ ﻣَﻨَﺎﻛﻴﺮ. ﻭﺫﻛﺮﻩ ﻳﻌﻘﻮﺏ ﺑﻦ ﺳﻔﻴﺎﻥ ﻓﻲ ﺑﺎﺏ “ﻣﻦ ﻳﺮﻏﺐ ﻋﻦ ﺍﻟﺮﻭﺍﻳﺔ ﻋﻨﻬﻢ”. ﻭﻗﺎﻝ ﺍﻵ‌ﺟُﺮِّﻱ ﻋﻦ ﺃﺑﻲ ﺩﺍﻭﺩ: ﺟُﻮَﻳْﺒِﺮ ﻋﻠﻰ ﺿﻌﻔﻪ. ﻭﻗﺎﻝ ﺍﻟﻨَّﺴﺎﺋﻲ ﻭﻋﻠﻲُّ ﺑﻦ ﺍﻟﺠُﻨَﻴﺪ ﻭﺍﻟﺪﺍﺭﻗﻄﻨﻲ: ﻣﺘﺮﻭﻙ. ﻭﻗﺎﻝ ﺍﻟﻨﺴﺎﺋﻲ ﻓﻲ ﻣﻮﺿﻊٍ ﺁﺧﺮ: ﻟﻴﺲ ﺑﺜﻘﺔ. ﻭﻗﺎﻝ ﺑﻦ ﻋَﺪِﻱ: ﻭﺍﻟﻀﻌﻒ ﻋﻠﻰ ﺣﺪﻳﺜﻪ ﻭﺭﻭﺍﻳﺎﺗﻪ ﺑَﻴِّﻦٌ.
ﻭﻗﺎﻝ ﺃﺣﻤﺪ ﺑﻦ ﺳَﻴَّﺎﺭ ﺍﻟﻤﺮﻭَﺯِﻱ: ﺟُﻮَﻳْﺒِﺮ ﺑﻦ ﺳﻌﻴﺪ ﻛﺎﻥ ﻣﻦ ﺃﻫﻞ ﺑَﻠْﺦ ﻭﻫﻮ ﺻﺎﺣﺐ ﺍﻟﻀﺤﺎﻙ، ﻭﻟﻪ ﺭﻭﺍﻳﺔ ﻭﻣﻌﺮﻓﺔ ﺑﺄﻳﺎﻡ ﺍﻟﻨﺎﺱ، ﻭﺣﺎﻟﻪ ﺣﺴﻦ ﻓﻲ ﺍﻟﺘﻔﺴﻴﺮ، ﻭﻫﻮ ﻟَﻴِّﻦ ﻓﻲ ﺍﻟﺮﻭﺍﻳﺔ. وقال ابن حبان يروي عن الضحاك أشياء مقلوبة”.

 «Сказал Абу Талиб от Ахмада: То, что передают от Даххака, - легкое (допустимое), а то, что относят (от него) к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, то это – отвергается».
Сказал Абдулла Ибн Ахмад от своего отца: «Когда Вакигъ доходил до хадиса (передаваемый от) Джувейбира, он говорил: передает Суфьян от человека, не называя его имени, считая его слабым (передатчиком).
Сказал Ад-Дури и другие от Ибн Муина: Он ничего не стоит (на него не обращают внимания). Ад-Дури добавил: слабый, о сколь же близок он (по степени) к Джабиру Аль-Джугфи и Убайда Ад-Дабби. Сказал Абдулла Ибн Али Аль-Мадини: Я спросил его (т.е. своего отца) о Джувейбире, и он считал его очень слабым (передатчиком).
Он сказал: Я слышал, как отец говорил: Джувейбир слишком много передавал от Даххака, и он приводил от него непризнанные (отвергаемые) вещи.
Это рассказал Якуб Ибн Суфьян, в главе «О тех, кто не желает приводить от них хадисы». Сообщает Аль-Аджурри от Абу Дауда: Джувейбир (известен) своей слабостью.
Сказал Ан-Насаи, Али Ибн Аль-Джунайд и Ад-Даракутни: Он матрук (оставлен)*, в другом месте он сказал: Он не является надежным.
*«Матрук» («оставляемый») — это хадис, передатчик которого обвинен во лжи, или стала явной его порочность в словах или в поступках, или он отличался небрежностью или мечтательностью.
Сказал Ибн Ади: В приводимых им хадисах и риваятах явно чувствуется слабость. Сказал Ахмад Ибн Саййар Аль-Марвази: Джувейбир Ибн Саид был одним из жителей Бальха, и он друг Даххака, у него есть сообщения, он знает о состоянии людей, он хорош в тафсире, и он снисходительно (не серьезно) относится к сообщениям. Сказал Ибн Хиббан: Он (Джувейбир) передавал от Даххака измененные (маклюб) сообщения»[9].


Сказал Ибн Муляккин:

ﻭﻗﺎﻝ ﻓﻲ “ﺍﻟﺒﺪﺭ ﺍﻟﻤﻨﻴﺮ” ﺝ4/ﺹ442: “ﻭﻗﺎﻝ ﻳﺤﻴﻰ ﺑﻦ ﺳﻌﻴﺪ ﺍﻟﻘﻄﺎﻥ: ﺍﻟﻀﺤﺎﻙ ﻋﻨﺪﻧﺎ ﺿﻌﻴﻒ. ﻭﻗﺎﻝ ﻣَﺮَّﺓً ﺃُﺧﺮﻯ: ﺗﺴﺎﻫﻠﻮﺍ ﻓﻲ ﺃﺧﺬ ﺍﻟﺘﻔﺴﻴﺮ ﻋﻦ ﻗﻮﻡ ﻻ‌ ﻳﻮﺛﻘﻮﻫﻢ ﻓﻲ ﺍﻟﺤﺪﻳﺚ، ﺛﻢ ﺫﻛﺮ ﻟﻴﺚَ ﺑﻦ ﺃﺑﻲ ﺳُﻠَﻴﻢ ﻭﺟُﻮﻳﺒِﺮًﺍ ﻭﺍﻟﻀﺤﺎﻙ ﻭﻣﺤﻤﺪ ﺑﻦ ﺍﻟﺴﺎﺋﺐ، ﻭﻗﺎﻝ: ﻫﺆﻻ‌ﺀ ﻻ‌ ﻳُﺤْﻤَﺪ ﺣَﺪِﻳﺜُﻬُﻢ، ﻭﻳُﻜْﺘَﺐُ ﺍﻟﺘَّﻔﺴﻴﺮ ﻋﻨﻬﻢ”.

 «Сказал Яхья ибн Саид Аль-Каттан: Даххак для нас считается слабым (передатчиком). В другом месте он сказал: (люди) проявляли халатность (попустительство) когда брали тафсир от группы которые не интересовались хадисами. Далее он упомянул Лейса Ибн АбУ Сулейма, Джувейбира, Даххака и Мухаммада Ибн Ас-Саиба, сказав: Не похвально то, как они передают хадисы, но от них записывают тафсир[10].

Итог: из все что были приведено становится понятно, что это сообщение не считается достоверным, потому что:
1. Хушайм является - мудаллисом.
2. Джувейбир считается - слабым передатчиком.
3. Даххак – тот, на чьи хадисы не опираются.

И как мы видим, человек позиционирующий себя мухаддисом позволяет себе основываясь на подобных не достоверных сообщениях обвинить Муавия Ибн Абу Суфьяна.  



[1] См. «Табакат Аль-Ханабиля» 1/348 авт. Мухаммад Ибн Абу Ягля
[2] См. «Сияр аглям ан Нубаля» 8/293 авт. Аз-Захаби
[3] См. «Ас-Сикат» 7/587 авт. Ибн Хиббан
[4] См. «Табакат» 7/313 авт. Ибн Сагд
[5] См. «Тарих Ас-Сикат» стр. 459-460 авт. Ахмад Ибн Абдуллах Аль-Иджди
[6] См. «Тарих Ас-Сикат» стр. 47 авт. Ибн Хаджар Аль-Аскаляни
[7] См. «Сияр аглям Ан-Нубаля» 8/293 авт. Аз-Захаби
[8] См. «Мизану Аль-Игтидаль фи Накди Ар-Риджаль» 2/161 авт. Аз-Захаби
[9] См. «Тахзибу Ат-Тахзиб» 2/106 авт. Ибн Хаджар Аль-Аскаляни
[10] См. «Аль- Бадр Аль-Мунир» стр. 442 авт. Ибн Муляккин

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Сегодня мы поговорим о Шейхе Мухаммад Аль-Арби Ат-Таббани, которого хабашиты упоминают как одного из Шейхов Абдуллаха Аль-Харари, у которо...