понедельник, 11 декабря 2017 г.


حكم مسح على الجوارب
Шариатское решение о протирании поверх носков.






Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:

Чем дальше мы уходим от времени наших праведных предшественников, тем сильнее смута, тем больше заблуждений появляется в представлении людей о том, что правильно с точки зрения Шариата, а что — нет. Чтобы не пойти на поводу у своих слабостей, не поддаться заблуждениям и домыслам, и выбрать верный путь, нам дан надежный инструмент — наследие ученых Сунны.
Сегодня мы рассмотрим один из вопросов, на которые в современном мире появились новые ответы, поставив тем самым под сомнение наследие саляфов, — протирание поверх носков.
Основная полемика в этом вопросе сводится к рассуждениям о том, допускается ли протирание любых носков, неважно, кожаные они, шерстяные или какие-либо еще, без дополнительных условий, предъявляемых к ним. Часть мусульман в этом вопросе следует признанным фетвам имамов-последователей четырех известных мазхабов, часть же, отклонившись от правильного пути и утверждая допустимость совершаемых ими действий, ссылается на редкие мнения и недостоверные передачи и следует за мнениями захиритов и представителей недждийской школы, относящей себя к нео-ханбалитам.
В данной работе мы постараемся рассмотреть различные мнения на этот счет и приведем те из них, которые можно практиковать, и сделаем вывод, какая же из групп следует истине, а какая отклонилась.
Итак, одни ученые считают, что протирать при омовении поверх носков, которые мы носим с туфлями, разрешено, другие утверждают, что такие носки не подходят для протирания, потому что в хадисах речь идет не о современных носках, а о тех, которые использовались в эпоху сподвижников. Поскольку данный вопрос — из категории фикха, следовательно, мы рассмотрим его с позиции учёных-факихов.

Приводит Ибн Мунзир, что протирание носков установлено от девятерых сподвижников, в числе которых: Али, Аммар, Ибн Масуд, Анас, Ибн Умар, Барра, Билял, Ибн Абу Ауф, Сахль Ибн Сагд, да будет ими всеми доволен Аллах[1].

Передается от Мугиры Ибн Шугбы, да будет им доволен Аллах:

عَنِ الْمُغِيرَةِ بْنِ شُعْبَةَ أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ — صلى الله عليه وسلم — تَوَضَّأَ وَمَسَحَ عَلَى الْجَوْرَبَيْنِ وَالنَّعْلَيْنِ.
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершил омовение и протер поверх носков и обуви»[2].

Ученые четырех мазхабов единогласны, что протирание поверх носков является правомочным. Однако, разногласия существуют о сущности протираемых носков.
Ученые считают, что носки о которых сообщается в хадисах, выполняют функцию хуфф (кожаных носков), и условия, выдвигаемые к ним, такие же условия как у хуфф, и нет разницы между условиями хуффейн и носков.
Если к хуффам ставится условие, чтобы они были прочными в которых можно ходить длительно и продолжительно, то в отношении носков тем более это будет востребовано.

Сказал Имам Ахмад: «Люди протирали носки, потому что они имели положение хуфф выполняя такую же функцию на ногах, когда человек передвигался (ходил туда-сюда)»[3].

Ученые всех четырех мазхабов единогласны, что запрещено протирать поверх тонких и просвечивающих носков изготовленные из хлопка, шерсти, льна. Более того, некоторые ученые даже передают иджма (единогласное мнение) о запрете этого.


Мнения ученых из основополагающих книг:


Мнение Ханафитов:

Мнение, по которому выносится фетва в Ханафитском мазхабе заключается в том, чтобы носки были плотными, не просвечивающими, в которых можно пройти расстояние в пять (5 км) километров , а если носки не соответствуют таким условиям, то протирать поверх них – нельзя.


Сказал Имам Абу Ханифа:

يقول الإمام أبو حنيفة: ( لايجوز المسح على الجوربين، إلا أن يكونا مجلَّدين أو منعلين، لأن الجورب ليس في معنى الخف؛ لأنه لا يمكن مواظبة المشي فيه، إلا إذا كان منعلاً، وهو محمل الحديث المجيز للمسح على الجورب )؛ ورد في "الدر المختار" لابن عابدين [ج1/ص: 248]؛ وفي "بدائع الصنائع" للكاساني [ج1/ص: 10]؛ وفي "فتح القدير" لابن همام [ج1/ص: 108]
«Не разрешается протирать носки, кроме того случая, если они будут обтянуты кожей или с кожаной подошвой, потому что носки не несут смысл хуфф (т.е. не похожи на хуффы) так-как в них невозможно постоянно ходить, за исключением того случая, когда они (т.е. носки) имеют кожаную подошву, и к такому пониманию сводят дозволенность протирания поверх носков»[4].
 
Сказал Доктор Аз-Зухайли:

وقال الدكتور الزحيلي: ( وقال الصاحبان [أبو يوسف وابن الحسن]، وعلى رأيهما الفتوى في المذهب الحنفي: يجوز المسح على الجوربين إذا كانا ثخينين، لا يشفان )؛ ورد في "الفقة الإسلامي" للزحيلي [ج1/ص: 498]
“Сказали два ученика (Абу Юсуф и Ибн Хасан, ученики Абу Ханифы), на чьих мнениях выносится решение в Ханафитском мазхабе: «Разрешено протирать носки, если они будут плотными и не просвечивающими»[5].


Ханафитский ученый Аль-Хаскафи, дал следующее определение плотным (толстым) носкам:
وعرف الحصكفي الحنفي، الجوربين الثخينين، بأنهما : ( الثخينين بحيث يمشي فرسخًا ويثبت على الساق بنفسه )؛ ورد في "در المختار" لابن عابدين [ج1/ص: 269] «Плотные, это такие (носки) в которых можно пройти расстояние одного фарсаха[6], и они останутся на ногах»[7]


Сказал Аль-Касани:
ويقول الكاساني: ( وأما المسح على الجوربين، فإن كانا مجلدين أو منعلين: يجزيه بلا خلاف عند أصحابنا، وإن لم يكونا مجلدين ولا منعلين، فإن كانا رقيقين يشفان الماء: لا يجوز المسح عليهما بالإجماع )؛ ورد في "بدائع الصنائع" للكاساني [ج1/ص: 141]
«Что касается протирания поверх носков, если они будут обтянуты кожей или с кожаной подошвой, то – разрешается протирать их без разногласий среди наших ученых. А если они не будут обтянуты кожей и кожаной подошвой, и, если будут тонкими пропускающими воду, в таком случае, по единогласному мнению, не разрешается протирать их»[8].


Сказал Ибн Абидин:
ويقول ابن عابدين: ( ويجوز المسح على الجوربين الثخينين بحيث يمشي فرسخاً فأكثر بهما كما مرّ أي في الخف )؛ ورد في "الدر المختار" [ج1/ص: 500]
«Разрешается протирать плотные носки, в которых можно пройти один фарсах и более, как это было сказано ранее в отношении хуфф»[9].


Сказал Абул-Хамид Ибн Махмуд Тахмаз, в своей книге «Аль-Фикху Аль-Ханафи фи Савбихи Аль-Джадид»:

ويقول طهماز الحنفي في "الفقه الحنفي في ثوبه الجديد": (وقلّ من جوارب عصرنا ما ينطبق عليه شروط الحنفية )“И очень мало современных носков, которые подходят под условия Ханафитов”.

Согласно этим высказываниям Ханафитских ученых, протирание поверх современных носков как это делают некоторые – недействительно.



Мнение Маликитов:

Маликиты считают, что для протирания пригодны носки, обтянутые кожей в которых можно ходить продолжительно, и поэтому носки пригодные для протирания обязательно должны быть обтянуты кожей, в противном случае согласно позиции Маликитского мазхаба, это будет – недействительно.



Сказал Ад-Дардир Аль-Малики:
يقول الدردير المالكي: (ومثل الخف الجورب وهو ما كان من قطن أو كتّان أو صوف جلّد ظاهره، أي كسي بالجلد بشرطه الآتي، فإن لم يجلّد فلا يصح المسح عليه) ورد في "الشرح الصغير" للدردير (ج 1/ص: 154)
«И подобные хуффам, это носки, которые изготовлены из хлопка, льна, шерсти, внешняя часть которых из кожи, то есть покрытые сверху кожей. А если они не покрыты кожей, то протирание поверх них - не действительно»[10].



Сказал Мухаммад Ибн Мухаммад:
و ورد في "مواهب الجليل" للحطاب ( رخّص لرجل وامرأة مسح جورب جلّد ظاهره وباطنه ) .(ج 1/ص: 465 )؛ وفي "مختصر خليل" لأبو الضياء (ج 1/ص: 7).
«Мужчине и женщине сделано облегчение в протирании носков, чья внешняя и нижняя сторона состоит из кожи»[11].



Сказал Халил Ибн Исхак Аль-Малики:
يقول خليل بن إسحاق المالكي: (رخص لرجل وامرأة وإن مستحاضة بحضر أو سفر مسح جورب جلد ظاهره وباطنه) "مختصر خليل"  (ص: 19)
 «Сделано облегчение мужчине и женщине, даже той, кто страдает метроррагией (маточным кровотечением), находящимся дома и в пути, протирать носки, чья внешняя и нижняя сторона состоит из кожи»[12].



Мнение Шафиитов:

Одним из условий, требуемых к носкам, чтобы они были прочными (толстыми), в которых можно продолжительно ходить без обуви, а также, чтобы они не пропускали воду если полить на нее сверху. Обратите внимание, что эти условия отсутствуют у носков, которые мы носим в повседневной нашей жизни, так-как они не являются прочными и толстыми, и в них невозможно пройти необходимое расстояние без обуви, а также они не являются водостойкими. Поэтому, согласно Шафиитскому мазхабу современные носки для протирания - не подходят.


Сказал автор (Аш-Ширази), да смилуется над ним Аллах:


قال المصنف - رحمه الله تعالى - : ( وإن لبس جوربا جاز المسح عليه بشرطين : ( أحدهما ) أن يكون صفيقا لا يشف. (والثاني ) أن يكون منعلا ، فإن اختل أحد الشرطين لم يجز المسح عليه ).
«Если надеть носки, то протирать поверх них разрешается при двух условиях: Первое, чтоб они были плотными (толстыми) но не просвечивающими (тонкими). Второе, чтоб они имели с кожаную подошву, и если будет отсутствовать одно из условий, то протирать поверх них - не разрешается».


Имам Ан-Навави, да смилуется над ним Аллах, комментируя эти слова, сказал:
( الشرح ) هذه المسألة مشهورة وفيها كلام مضطرب للأصحاب ونص الشافعي رضي الله عنه عليها في الأم كما قاله المصنف ، وهو أنه يجوز المسح على الجورب بشرط أن يكون صفيقا منعلا ، وهكذا قطع به جماعة منهم الشيخ أبو حامد والمحاملي وابن الصباغ والمتولي وغيرهم ، ونقل المزني أنه لا يمسح على الجوربين إلا أن يكونا مجلدي القدمين ، وقال القاضي أبو الطيب لا يجوز المسح على الجورب إلا أن يكون ساترا لمحل الفرض ، ويمكن متابعة المشي عليه
والصحيح بل الصواب ما ذكره القاضي أبو الطيب والقفال وجماعات من المحققين أنه إن أمكن متابعة المشي عليه جاز كيف كان وإلا فلا ، وهكذا نقله الفوراني في الإبانة عن الأصحاب أجمعين فقال : قال أصحابنا : إن أمكن متابعة المشي على الجوربين جاز المسح وإلا فلا.

          “Этот вопрос (т.е. протирания поверх носков) является известным, и в нём есть неясность среди ученых. Имам Аш-Шафии, да будет им доволен Аллах, процитировал в книге «Аль-Умм» как это сказал автор (Аш-Ширази), что разрешается протирание носков с условием чтобы они были толстыми и с кожаной подошвой. Такого же мнения придерживалась группа ученых, из их числа: Шейх Абу Хамид (Аль-Газали), Мухамили, Ибн Саббаг, Аль-Мутавали и другие. Аль-Музани передал, что протирать носки можно лишь в том случае, если подошва у них будет кожаной.  Сказал Кади Абу Таййиб: «Нельзя протирать носки если они не будут прикрывать участок ноги, мытье которого является обязательным при омовении, а также, если не будет возможно передвигаться в них (без обуви)».
Достоверное и правильное мнение — это то, что передал Кади Абу Таййиб, Аль-Кафаль и группа из числа исследователей, что если в таких носках можно ходить (т.е. если они не порвутся при ходьбе), то разрешено их протирать, как бы это не было, а если не пригодны, то – нельзя. Так это передал Аль-Фаврани в книге «Аль-Ибана» от всех ученых, и он сказал: Сказали наши ученые: «если возможно ходить в носках, то можно их протирать, а если нет, то - нельзя».
Достоверное мнение в нашем мазхабе такое, если носки будут толстыми, и в них можно будет ходить [без обуви], тогда они - дозволены для протирания, а если нет (т.е. если они не толстые и в них невозможно ходить), то протирать их – нельзя”[13].



Сказал Имам Ан-Навави, говоря об условиях (выдвигаемых) к носкам и хуффам:
  
يقول الإمام محيي الدين النووي الشافعي في شروط الصلاح للصالح للمسح من خف وجورب
وقال في شرط الجورب والخف: ( أن يكون قويا، بحيث يمكن متابعة المشي عليه بقدر ما يحتاج إليه المسافر في حوائجه عند الحط والترحال، فلا يجوز المسح على اللفائف والجوارب المتخذة من صوف ولبد، وكذا الجوارب المتخذة من الجلد الذي يلبس مع المكعب، وهي جوارب الصوفية، لا يجوز المسح عليها حتى يكون بحيث يمكن متابعة المشي عليها )؛ ورد في "روض الطالبين" للنووي [ج1/ص: 126]
«Они должны быть прочными, таким образом, чтобы в них можно было пройти расстояние, которое требуется путнику для удовлетворения своих нужд (которое он исполняет) при остановке и передвижении с места на место. Не разрешается протирать портянки и носки, изготовленные из шерсти и волокна, а также носки, изготовленные из кожи, которые носят с обувью, у которой открыта щиколотка, и эти (носки) которые носят суфии. Не разрешается протирать их если невозможно пройти в них длительно и продолжительно»[14].


Сказал Шейхуль Ислам Ибн Хаджар Аль-Хайтами, упоминая условия, выдвигаемые к хуффам и носкам:

وقال الإمام شيخ الإسلام ابن حجر الهيتمي فيما يشترط بالخف والجورب: ( وأن يكون مانعًا من نفوذ الماء لو صب عليه، فالعبرة بماء الغسل، فلا يجزئ نحو منسوج لا صفاقة له )؛ ورد في "المنهاج القويم" للهيتمي [ج1/ص: 78] 


    «Чтобы они не пропускали поливаемую на них воду, которая используется при купании, (для протирания) не подходят вытканные носки, которые не являются плотными»[15].


Сказано в «Хашият Аль-Байджури»:
وجاء في حاشية البيجوري [ج1/ص: 126]: ( وقوله: بحيث يمنعان نفوذ الماء، والمراد: نفوذ ماء الصبّ لا ماء المسح ) انتهى

“Слова: «чтобы они не пропускали воду». Имеется виду: «Пропускание наливаемой воды, а не вода которой протирают (поверх носков)»”[16].

Эти условия отсутствуют у тонких носков, которые носят сегодня люди под обувь, и поэтому для протирания они – не подходят.


Мнение Ханбалитов:  
        
Основополагающее мнение Ханбалитского мазхаба, это – разрешенность протирания носков с определенными условиями. Ученые Ханбалиты в своих книгах выдвинули ряд условий разрешающие протирать поверх носков, в числе которых, чтобы носки были толстыми и не просвечивающими, они должны быть прочными в которых можно продолжительно ходить.


Сказал Имам Ахмад Ибн Ханбал:
يقول الإمام ابن حنبل الشيباني: ( لا يجزئه المسح على الجورب حتى يكون صفيقًا يقوم قائمًا في رجله لا ينكسر مثل الخفين )؛ ورد في "المغني" لابن قدامة [ج1/ص: 332]
«Не действительно протирание поверх носков, если они не будут толстыми, если не будут держаться на ногах и они должны быть прочными подобно хуффам»[17].

Сказал Имам Ахмад:

  
ويقول الإمام أحمد: ( إنّما مسح القوم على الجوربين لأنّه كان عندهم بمنزلة الخف يقوم مقام الخف في رجل الرّجل يذهب فيه الرّجل ويجيء )؛ ورد في "المغني" لابن قدامة [ج1/ص: 332]

«Люди протирали носки, потому что они имели положение хуфф выполняя такую же функцию на ногах, когда человек передвигался (ходил туда-сюда)»[18].



Это подтверждает Ибн Кудама Аль-Макдиси, который сказал:
ويؤكد ذلك ابن قدامة المقدسي، بقوله: ( إنّما يجوز المسح على الجورب بالشرطين اللذين ذكرناهما في الخف: أحدهما أن يكون صفيقًا لا يبدو منه شيء من القدم، الثاني: أن يمكن متابعة المشي فيه )؛ ورد في "المغتي" لان قدامة [ج1/ص: 331 ]

«Действительно, разрешается протирать носки с двумя условиями, которые мы упомянули к хуффам. Первое: чтобы они были толстыми, чтобы сквозь них ничего не было видно. Второе: чтобы в них можно было ходить длительно и продолжительно»[19].
Сказал Аль-Мардави разъясняя слова Ибн Кудамы:

يقول المرداوي: قَوْلُهُ {فَإِنْ كَانَ فِيهِ خَرْقٌ يَبْدُو مِنْهُ بَعْضُ الْقَدَمِ: لَمْ يَجُزْ الْمَسْحُ عَلَيْهِ} تَنْبِيهٌ: قَوْلُهُ {أَوْ الْجَوْرَبَ خَفِيفًا يَصِفُ الْقَدَمَ، أَوْ يَسْقُطُ مِنْهُ إذَا مَشَى} . لَمْ يَجُزْ الْمَسْحُ عَلَى هَذَا بِلَا نِزَاعٍ. ورد في " الإنصاف في معرفة الراجح من الخلاف " [ج1/ص: 181-182].


 “Его (Ибн Кудамы) слова: «Если в них (носках) будет дырка сквозь которую видна нога, то их протирать – нельзя». А также, его (Ибн Кудамы) слова: «или тонкие носки, просвечивающие ногу или, спадающие с ноги при ходьбе». Протирать подобные (носки) бесспорно – не разрешены”[20].

В завершении приведем единогласное мнение (иджма), что протираемые носки обязательно должны быть плотными.

Сказал Ибн Аль-Каттан: «Все (ученые) единогласны в том, что если носки не являются толстыми, то протирать их – не разрешено»[21].


Итог: По итогам того, что было приведено нами в данной работе из высказываний признанных имамов, мы можем сделать следующий вывод: дозволяется протирание исключительно плотных носков, которые закрывают область, обязательную для омовения, плотность которых позволяет проходить в них путь, с нуждами, которые могут встретиться во время этого пути. Что касается шерстяных носков или же носков, произведенных из прочего материала, которые не удовлетворяют требованиям, предъявляемым имамами к ним - их протирать недопустимо и такое омовение недействительно. В подтверждение данной позиции свидетельствует также и единогласие на этот счет, переданное Ибн Аль-Каттаном в его книге "Аль-Икна". Что касается мазхаба Захиритов и мнения, которое избрали некоторые представители недждийской школы в этом вопросе - следовать этому нельзя, т.к. они выходят за границы общепризнанного мнения, передаваемого от имамов четырех мазхабов, и является отклонением.
И нет после истины ничего, кроме заблуждения.




[1] См. [«Аль-Мугни» 1/332 авт.Ибн Кудама].
[2] См. [«Сунан Ат-Тирмизи» 99; «Сунан Абу Давуд» 159].
[3] См. [«Аль-Мугни» 1/332 авт.Ибн Кудама Аль-Макдиси].[4] См. [«Ад-Дурру Аль-Мухтар» 1/248 авт.Ибн Абидин; «Бадаигу Ас-Санаиг» 1/10 авт.Аль-Касани; «Фатх Аль-Кадир» 1/108 авт. Камал Ибн Аль-Хумам].[5] См. [«Аль-Фикху Аль-Ислями» 1/498 авт. Вахба Аз-Зухайли].
[6] Фарсах: длина расстояния, равная ≈ 5544 метров. См. [«Аль-Фикху Аль-Ислями» 1/481 авт. Вахба Аз-Зухайли].                                                                                                                            
[7] См. [«Дурру Аль-Мухтар» 1/269 авт. Ибн Абидин]. 
[8] См. [«Бадаигу Ас-Санаиг» 1/141 авт. Аль-Касани].  
[9] См. [«Ад-Дурру Аль-Мухтар» 1/500 авт. Ибн Абидин].  
[10] См. [«Аш-Шарх Ас-Сагир» 1/154 авт.Ад-Дардир].  
[11] См. [«Мавахибу Аь-Джалил» 1/465 авт. Мухаммад Ибн Мухаммад].  
[12] См. [«Мухтасар Халил» стр.19 авт. Халил Ибн Исхак].  
[13] См. [«Аль-Маджму» 1/564 авт.Имам Ан-Навави].
[14] См. [«Равду Ат-Талибин» 1/126 авт.Имам Ан-Навави].
[15] См. [«Аль-Манхаджу Аль-Кавим» стр.70 авт.Ибн Хаджар Аль-Хайтами]. 
[16] См. [«Хашият Аль-Байджури аля Шарх Ибн Касим» 1/242 авт.Ибрахим Аль-Байджури].
[17] См. [«Аль-Мугни» 1/332 авт.Ибн Кудама Аль-Макдиси].
[18] См. [«Аль-Мугни» 1/332 авт.Ибн Кудама Аль-Макдиси].
[19] См. [«Аль-Мугни» 1/331 авт.Ибн Кудама Аль-Макдиси].
[20] См. [«Аль-Инсаф фи Магрифати Ар-Раджихи мин Аль-Хиляф» 1/181-182 авт.Али Ибн Сулейман Аль-Мардави].
[21] См. [«Аль Икъна фи Масаили Аль-Иджма» 1/90 (вопрос №392) авт. Абуль Хасан Ибн Аль-Каттан Аль-Малики].

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Сегодня мы поговорим о Шейхе Мухаммад Аль-Арби Ат-Таббани, которого хабашиты упоминают как одного из Шейхов Абдуллаха Аль-Харари, у которо...